ЧАПЛИНСКИЙ
ПОЙ, КАК ГОВОРИШЬ/СТАТЬЯ/
Exclusive_
Кто не слышал такую фразу "пой как говоришь", которую любил повторять, чуть ли не каждый вокальный педагог? В действительности же это ещё одна иллюзия, способная завести в тупик и ученика и педагога. Я бы назвал её второй Великой Путаницей.
ПОЙ, КАК ГОВОРИШЬ/СТАТЬЯ/
Exclusive_
Кто не слышал такую фразу "пой как говоришь", которую любил повторять, чуть ли не каждый вокальный педагог? В действительности же это ещё одна иллюзия, способная завести в тупик и ученика и педагога. Я бы назвал её второй Великой Путаницей.
Кто не слышал такую фразу "пой как говоришь", которую любил повторять, чуть ли не каждый вокальный педагог?

В действительности же это ещё одна иллюзия, способная завести в тупик и ученика и педагога. Я бы назвал её второй Великой Путаницей.
С этим трудно не согласиться, узнав мнение знаменитого болгарского баса Николая Гяурова. Интервью у певца взял Леонид Борисович Дмитриев (1917 - 1986) - профессор, доктор искусствоведения, крупнейший исследователь в области вокального искусства..
- Значит, сначала надо устроить звук, а потом давать слово?

- Конечно! Надо сначала научить человека петь, а потом правильное пение уже легко связывается с естественным произношением, с четкостью речи. Человеку тогда надо только выговаривать слова на этой же базе, на этой певческой установке. Слова надо произносить на единой вокальной базе, и для слушателя это будет гораздо яснее, разборчивее. Это происходит потому, что певческий звук как бы несет согласные, которые должны дойти через оркестр далеко, до последнего ряда. Только тогда дикция будет хорошей. Не через выговаривание согласных, а через верный вокальный поток гласных осуществляется четкая дикция.
Можем ли мы поспорить с мнением мастера? Вряд ли. Да, речевая установка сильно отличается от певческой, но чем? В ней, в речевой установке нет зевка, вернее полузевка. Мы разговариваем на усреднённых позициях разговорной гортани, на малом воздухе и без резонанса. Для пения это совершенно не годится. Нет, ну конечно бывают редкие случаи, когда у начинающего певца, как говорят "от природы поставленный голос". Но это и хорошо и плохо. Хорошо, так как почти сразу можно петь и произвести впечатление. Плохо, потому что такой певец не понимает принципов голосообразования. Получается само и даже красиво, но вот пошли какие-то изменения и голос не слушается. Певец начинает немного форсировать и краха уже не избежать. А восстановить голос он не знает как, он ведь в технику особо не вникал, помните? У него и так всё получалось, а с педагогом он работал лишь над художественным содержанием, над фразой, словом, смыслом.

Вот и получается, пение и разговор стоят в разных местах и установка "Пой, как говоришь" не работает. А я бы перефразировал её в обратную сторону "Говори, как поёшь". Научись правильно петь, тогда и разговор встанет в нужное место, тогда всё и соединится.

© Сергей Чаплинский
e-mail: ChaplinskyVocal@yandex.ru
Made on
Tilda